Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

kjhhfhf373

Сто лет назад, весной 1918 года, в отечественной журнальной сатире появилась тема, очень точно отразившая отношение значительной части русского общества, не принявшей революцию, к тому, что происходило в стране в послеоктябрьские месяцы.

Признанный лидер сатирической журналистики старой России журнал «Новый Сатирикон», последнее из сохранившихся в советское время изданий либеральной сатиры, отводит особое место на своих страницах сюжетам, которые можно обозначить как «Маркс в России». И причиной тому был не только столетний юбилей немецкого философа и экономиста.

Хроника событий 1918 года виделась журналистам как затянувшееся падение страны в пропасть. Позор «брест-литовского предательства», потеря территорий по периметру стремительно сжимавшейся бывшей империи, высадка англичан в Мурманске, бои союзников в Пикардии, японский десант во Владивостоке, занятие германскими войсками Крыма, гетманство Скоропадского на Украине, переход Грузии под германский протекторат, затопление кораблей Черноморского флота в Новороссийске…

Но всего болезненней журналисты воспринимали социальный кризис и культурное одичание как последствия развития революции по большевистскому сценарию. Прежние нормы социального поведения, привычный уклад жизни, общественный правопорядок – все жизненные устои оказались разрушенными во имя торжества социалистической идеи.

Уже более полувека известные в России сочинения классика научного коммунизма к тому времени дали на русской почве особенные плоды. Большевизм, монополизировавший политические трактовки марксизма в своей государственной практике, заставил многих не раз задуматься об ответственности Маркса и его материалистических теорий за небывалый кризис и кровопролитное гражданское противостояние в стране.

Впрочем, как показывают материалы сатирического издания, политологических познаний журналистам-«новосатириконовцам» вполне хватало для того, чтобы обнаружить глубокое различие между теоретическими смыслами европейского марксизма и большевистской интерпретацией его основных положений, а тем более в применении к реалиям 1918 года. Художники-карикатуристы ярко и наглядно отразили этот жестокий контраст «самой научной идеологии»    

Новая сельская «пастораль»: праздник в честь юбилея Карла Маркса превращается на деле в помесь деревенских гуляний с непременной «народной забавой» – обильными возлияниями и междоусобицей. На всё это с ужасом взирает соломенное чучело основоположника «самой передовой идеологии».

 344252352352352ksdjgfjksdgjkgfsdg352352325323325235532

Наши утопии. Сельский праздник в честь Маркса. Новый Сатирикон. 1918. № 11. С. 9.


 

«Популярное изложение» марксистского учения в исполнении разбитного революционного матроса-агитатора на открытии памятника Марксу приводит к тому, что фигура «основоположника» с опаской сходит с постамента и тихонько – от греха подальше – покидает митинг…

6523587239865345235235235598623985689236598623986sijdgfkjgsdjgfопулярное изложение. Новый Сатирикон. 1918. № 11. С. 8.


 

На другом рисунке немецкий мыслитель сокрушается от сознания того, какие именно проценты большевики приносят ему с его «Капитала»...

8762397563296596uisdg23322323riusiur4535235325tg.jpg

Проценты на «Капитал». Маркс (большевику): - Я тебе оставил целый «Капитал», а какие ты мне приносишь проценты? Новый Сатирикон. 1918. № 11. С.9.


 

Итоги столетия со дня рождения Карла Маркса, с энтузиазмом отмечавшегося большевистской пропагандой весной 1918 года, «новосатириконовцы» подводят едким обложечным рисунком. Подпись к нему выражает суть вердикта, который сатирики выносят судьбе Маркса на русской «почве»:

«Родился в 1818 году в Германии, похоронен в 1918 году в России».

 Image_64325235235235211.png

Новый Сатирикон. 1918. № 11. Обложка.


Петр Баратов

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Среднерусском институте управления — филиале РАНХиГС прошёл форум «Орловское наследие»

В Среднерусском институте управления — филиале РАНХиГС прошёл форум «Орловское наследие»

14 мая 2024 года на базе Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС состоялся форум по сохранению культурного наследия «Орловское наследие».

 

На Пасхальной ярмарке в Йошкар-Оле представили историко-документальную выставку

На Пасхальной ярмарке в Йошкар-Оле представили историко-документальную выставку

12 мая 2024 года отделение Российского исторического общества в Республике Марий Эл, действующее на базе Государственного архива Республики Марий Эл, приняло активное участие в организации работы праздничной площадки в рамках проведения традиционной Пасхальной ярмарки в Царевококшайском Кремле Йошкар-Олы.

 

Историк Д.М. Володихин выступил с лекциями в рамках проекта «Историческая память»

Историк Д.М. Володихин выступил с лекциями в рамках проекта «Историческая память»

7 мая 2024 года в рамках лектория «Историческая память» в Йошкар-Оле прошли лекции известного историка, писателя, сценариста, доктора исторических наук, профессора Московского государственного университета Дмитрия Михайловича Володихина.

Прокрутить наверх