Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

tild3139-6512875648712475123.jpg

Российское историческое общество публикует материалы к 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда, которые содержат информацию о «дороге жизни» - военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. 

Документы предоставлены Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации.

К 75-летию со Дня снятия блокады города Ленинграда

28 месяцев жизни в осажденном Ленинграде стали бы невозможными для нескольких миллионов блокадников, если бы не Дорога Жизни – транспортная артерия, снабжавшая город всем необходимым и служившая путем убежища для всех, кто его искал.

Население, продовольствие, промышленные грузы, топливо и вооружение перевозились летом по воде, а зимой – на машинах – по льду. Но и это далеко не всё, чем являлась Дорога Жизни. Коммуникации проходили и под водой: для перегона топлива и нефтепродуктов по дну Ладоги был проложен 35-километровый трубопровод, а акваторию озера с 1943 года патрулировали две подводные лодки, выполняя боевые и разведывательные операции.

Чем жила единственная в годы блокады военно-стратегическая магистраль – расскажет новая серия рассекреченных документов из фонда Центрального архива Минобороны России.

Дорога жизни

Единственной военно-стратегической магистралью, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943 года блокированный Ленинград с тыловыми районами страны, стала «дорога жизни».

По ней проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение. Создание и бесперебойная работа «дороги жизни» были возможны благодаря согласованным и четким совместным действиям различных военных и гражданских организаций, массовому героизму воинов и рабочих.

В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Кокорева и Ваганова.

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период ее действия, составило более 1 615 000 тонн. За это же время было эвакуировано около 1 376 000 человек. 

В отчетных материалах Управления Ледяного участка военно-автомобильной дороги – 101 за 1941-1942 года представлены итоги работы магистрали. Согласно отчету за 150 дней существования Ледяной дороги было перевезено грузов в сторону Ленинграда около 350 тысяч тонн, что в среднем за сутки составляло 2333 тонны.

По решению ГКО от 25 апреля 1942 года через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км (в том числе 25 км под водой) для подачи нефтепродуктов. Он вступил в строй 18 июня 1942 года. 

Список архивных документов в PDF:

  1. Схема эксплуатируемых дорог 64дэп от 02 декабря 1941 года
  2. Схема эвакуации раненых и больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года
  3. Схемы расположения объектов и подъездных путей в бухтах Осиновец и Гольсмана
  4. Постановление Военного Совета Ленинградского Фронта №00845 от 1 мая 1942 года
  5. Итоги работы основной магистрали Ленинград-Москва. ВАД-101. 1941-1942гг.

Ладожская флотилия

Ладожское озеро в истории противостояния Ленинграда осаждавшим его нацистским силам играло жизненно важную роль, так как по нему круглый год осуществлялось обеспечение блокированного города. Для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки необходимого, командование Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии принимали значительные усилия в решении этого вопроса.

В 1942 году командование Краснознаменного Балтийского Флота провело уникальную операцию. В июне на Ладогу были переброшены советские малые подводные лодки «М-77» и «М-79», на которые были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, коммуникациями, побережьям, островам противника, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Ленинградского фронта и Балтийского Флота.

Перевозка замаскированных подводных лодок была осуществлена по железной дороге на специальных платформах в июне 1943 года со станции Дача Долгорукова. Во время транспортировки негабаритного груза приходилось отключать высоковольтные линии, пересекавшие железнодорожный путь, соблюдать определенный скоростной режим.

В отчете о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с 1 июля по 31 декабря 1943 года отражено участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника, успешное проведение двух боевых операций по высадке и съемке разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы. Всего экипажи субмарин за шесть месяцев провели двенадцать боевых выходов. 

В сентябре 1943 года командир пл «М-79» старший лейтенант Клюшкин получил приказ о проведении разведывательной операции в районе Сортанлахти-Кексгольм в период с 29 сентября по 2 октября 1943 года. Несмотря на неисправность материальной части и вследствие этого завершения ее раньше времени, экипажу удалось достичь цели операции в значительной части.

9 октября 1943 года командиру подводной лодки «М79» была поставлена задача по обеспечению высадки десанта на побережье противника: провести разведку наличий сил противника в Мусталахти, обеспечить точность подхода отряда высадки, после отхода наших катеров в течение двух дней вести наблюдение за действиями противника в заданном районе.

В период со 2 по 9 августа 1944 года подводная лодка «М-77» выполняла задачу по высадке десанта на остров Валаам и свободной «охоте» в районе подходов к Сортавала. Операция проводилась скрытно в ночное время.

31 августа 1944 года приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом подводные лодки «М-77» и «М-79» были исключены из состава Ладожской флотилии.

Список архивных документов в PDF:

  1. Решение народно комиссара военно-морского флота Союза ССР №0042 от 14 мая 1943 года 14 мая 1943 года Народным комиссариатом Военно-Морского Флота было принято решение о переводе подводных лодок «М-77» и «М-79» на Ладожское озеро
  2. Приказ Главнокомандующего краснознамённым Балтийским Флотом №0024 от 25 июня 1940 года О передаче ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79» из БПЛ в ЛВФ
  3. Отчёт о деятельности отдела водных сообщений Краснознамённого Балтийского Флота за I-ое полугодие 1943 г.
  4. Отчёт по боевой деятельности Ладожской Военной Флотилии с 1 января по 31 декабря 1943 года
  5. Заключение штаба ЛВФ по отчёту командира ПЛ "М-79" о разведывательной операции проведённой 29.09-2.10.1943 года
  6. Боевое донесение. Командира подводной лодки М-77 КЛВФ капитан-лейтенанта Татаринова И.М. по высадке разведгруппы на остров Валаам в период с 02.08.44 по 09.08.44 года и свободной охоты в районе подходов к Сортовала
  7. Приказ командующего Краснознамённой Ладожской Флотилией №0339 31 августа 1941 г. Об исключении из состава КЛФ катерных тральщиков типа "Р" №41, №42 ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79»

Снятие блокады

Свыше двух с половиной лет продолжалась героическая битва за Ленинград. Волю и стойкость защитников не смогли сломить ни яростные атаки врага, ни лишения, вызванные блокадой. 27 января 1944 года командующий войсками Ленинградского фронта генерал Л.А.Говоров подписал приказ № 1. 

В тексте приказа значится, что войска фронта штурмом овладели важнейшими узлами сопротивления и опорными пунктами противника под Ленинградом: городами Красное село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Мга, Ульяновск, Гатчина и другими, отбросили врага от Ленинграда по всему фронту на 65-100 километров. 

В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января в 20 часов город салютовал 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

Список архивных документов в PDF: 

  1. Приказ войскам Ленинградского фронта №1 от 27 января 1944 года. Приказ войскам Ленинградского фронта о снятии блокады
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Среднерусском институте управления — филиале РАНХиГС прошёл форум «Орловское наследие»

В Среднерусском институте управления — филиале РАНХиГС прошёл форум «Орловское наследие»

14 мая 2024 года на базе Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС состоялся форум по сохранению культурного наследия «Орловское наследие».

 

На Пасхальной ярмарке в Йошкар-Оле представили историко-документальную выставку

На Пасхальной ярмарке в Йошкар-Оле представили историко-документальную выставку

12 мая 2024 года отделение Российского исторического общества в Республике Марий Эл, действующее на базе Государственного архива Республики Марий Эл, приняло активное участие в организации работы праздничной площадки в рамках проведения традиционной Пасхальной ярмарки в Царевококшайском Кремле Йошкар-Олы.

 

Историк Д.М. Володихин выступил с лекциями в рамках проекта «Историческая память»

Историк Д.М. Володихин выступил с лекциями в рамках проекта «Историческая память»

7 мая 2024 года в рамках лектория «Историческая память» в Йошкар-Оле прошли лекции известного историка, писателя, сценариста, доктора исторических наук, профессора Московского государственного университета Дмитрия Михайловича Володихина.

Прокрутить наверх